Более десяти лет АО «Инженерный центр ИКАР» активно использует в своей работе инструменты бережливого производства. За основу взята система управления Q6. В Инженерном Центре ИКАР предъявляются самые высокие требования к качеству поставляемой продукции, поэтому без непрерывного совершенствования таким стандартам соответствовать было бы трудно.
Какие инструменты бережливого производства помогают АО «ИЦ ИКАР» сегодня оставаться конкурентоспособным конструкторским бюро европейского уровня в России, рассказал руководитель направления совершенствования бизнеса АО «ИЦ ИКАР» Юрий МАКСИМЕНКО.
Lean-офис
Работа у компьютера и у станка отличается по многим показателям, но методы бережливого производства можно применять в обеих сферах. Эти инструменты уместны как в деятельности завода, так и типового офиса.
Lean – это здравый смысл. Это любая активность, позволяющая уменьшить потери и усовершенствовать процессы, за которые не платит заказчик
О компании
АО «Инженерный центр ИКАР» — российская компания, основанная международным концерном Airbus и группой компаний «Каскол». Сегодня Airbus принадлежит 51% акций, 45% - АО «Система Инвест», 4% - ГК «Каскол». АО «ИЦ ИКАР» – первое конструкторское бюро, созданное Airbusза пределами Евросоюза. Центр начал работу в марте 2003 года. АО «ИЦ ИКАР» проектирует и конструирует самолеты Airbus, принимая участие в работах на всех стадиях проектирования.
В начале знакомства с методиками Lean Инженерный центр ИКАР руководствовался опытом AIRBUS , где уже была выработана своя система управления (так называемая Q6). Она была нацелена на уменьшение потерь путем повышения показателей качества. АО «ИЦ ИКАР» значительно адаптировал систему Q6 под свою деятельность и дополнил ее такими показателями, как:
- Отслеживание производительности труда и отклонений от бюджета проекта
- Ежедневное отслеживание отклонений разработки конструкторской документации от плана
- Мотивационная система, основанная на измеряемых индивидуальных показателях
Только контролируя сроки поставок, качество и бюджет, вы надежно контролируете свой проект
Система управления Q6 состоит из нескольких компонентов:
- Обратная связь
- Решение проблем
- Система показателей
- Стандартизация
- Квалификация
- Контроль
Q1. Обратная связь
Первая ступень системы Q6 – обратная связь. Она помогает организовать информационные потоки во всех направлениях; дает возможность понимать, доволен ли следующий в цепочке сегмент работой предыдущего. Наладить обмен мнениями и конструктивной критикой – самая сложная часть.
Часто отделы недостаточно или совсем между собой не контактировали. Это приводило к плачевным результатам: заказчик был недоволен итоговым продуктом
Начали работу с изучения процесса в реальности, а не того, как процесс описан на бумаге. Это помогло определить кто, с кем и каким образом должен коммуницировать. А также понять, на каких этапах возможны возвраты.
Q3. Система показателей
Когда информационные потоки были налажены, полученные данные визуализировали при помощисистемы показателей. В компании АО «ИЦ ИКАР» для этих целей используют доски визуализации SQCDP. На них размещены основные показатеи: моральный климат в коллективе , качество, затраты,поставки в срок, ресурсы.
Мониторы с данными расположены в каждом отделе. Еженедельно возле них проводятся собрания, где определяют проблемы, узкие места и возможности роста. Обсуждение показателей всех подразделений проходит на различных уровнях, что обеспечивает правильный процесс эскалации проблем.
Штатные несрочные вопросы можно донести до генерального директора за три дня
Все доски связаны между собой - это дает возможность вести наблюдение практически в реальном времени, а также сравнивать различные отделы в общей системе координат. Такой способ помогает принимать решения не интуитивно, а основываясь на цифрах и статистических данных.
Q2. Решение проблем
Когда проблема определена, ее надо решать. В компании АО «ИЦ ИКАР» для этого используют методпрактического решения проблем.
Важно, что каждый участник процесса должен быть заинтересован в успехе конечного продукта. Такой подход помогает формировать новую культуру в офисе – культуру доверия и открытости.
Важно концентрироваться на процессах, а не на личностях
Q4. Стандартизация
Готовые эффективные решения стандартизируются. Это гарантия недопущения прошлых ошибок. Один из примеров стандартизации – это использование чек-листов. Чек-листы включают в себя набор критериев, которые нужно проверить прежде, чем отдать работу на следующий этап. После внесения новых требований в чек-лист, нужно позаботиться о том, чтобы все сотрудники их правильно понимали. Для этого разрабатываются дополнительные поясняющие документы.
Q5. Квалификация
Пятый шаг - это обучение персонала работе по новым стандартам. В компании АО «ИЦ ИКАР» для этого используют видеоформат, так как текстовые пособия воспринимаются хуже. Обучающие ролики регулярно обновляются.
Кроме того, после внесения очередных изменений в чек-листы проводится рабочая сессия для сотрудников, чтобы рассказать им о нововведениях и разъяснить все непонятные моменты.
Q6. Контроль
Важную роль приобретает контроль всей системы управления. Ежеквартально в АО «ИЦ ИКАР» проводится мониторинг степени зрелости по системе Q6 с последующим резюмированием замечаний и улучшений.
Мотивация
Даже самая хорошая система управления не будет работать без мотивированных сотрудников.
Один из основополагающих принципов АО «ИЦ ИКАР»: ответственность каждого за финальный продукт и успех компании
Важным инструментом мотивации в АО «ИЦ ИКАР» выступают благодарности: грамоты, ценные подарки и премии. Последние рассчитываются по индивидуальному показателю эффективности сотрудника.
С одной стороны, такой подход облегчает жизнь руководителей проектов в вопросах начисления премий. А с другой, дает рядовым сотрудникам четкое понимание, что нужно сделать лучше, чтобы получить большее вознаграждение.
Принять участие в lean-экскурсии и тренинге в АО «ИЦ ИКАР» можно связавшись с менеджерами ORGPM СG по тел. 8 800 511 21 95 или по e-mail: info@orgpm.ru