Какие цели и задачи стояли перед Вами в области бережливой организации проектных работ и управлению компанией?
Основной заказчик нашего инженерного центра – компания Airbus, которая традиционно предъявляет высокие требования к безопасности производимой конструкции, качеству конструкторской документации и ее поставке в срок. Основными показателями эффективности являются: RFT (поставка с первого раза) = 98%, OTD (поставка в срок) = 98% и производительность труда. Мы работаем в конкурентной среде по контрактам типа «фиксированная стоимость» с ежегодным ее снижением на 5%. Как вы понимаете, это достаточно сложная задача — достигнуть высоких значений КПЭ по разработке новой КД, стабильно их поддерживать, а также постоянно снижать себестоимость работ в условиях изменчивости внешней среды: рост зарплат, повышение арендной платы за офис, стоимости IT лицензий и т.п. Но благодаря разработанным инструментам мы уже более 10 лет успешно справляемся с этой задачей и входим в TOP 10 поставщиков инженерных услуг компании Airbus по всему миру.
Какие инструменты Вы разрабатывали и внедряли?
Организационная структура нашей компании - матричная, т.е. подразумевает формирование проектных команд с динамическим распределением ресурсов между ними для минимизации простоя и переработок инженеров в зависимости от загрузки проектов. Таких команд в компании больше 10, вид производимых работ и уровень сложности - разный. Предстояла задача разработать прозрачную и объективную систему сравнения этих проектов и выявления проблем, а результат сравнения использовать как основу для распределения ресурсов компании между проектами.
Примерно 10 лет назад несколько человек были отправлены в Airbus для изучения основных методик бережливого производства и изучению накопленных знаний, после чего (со значительной доработкой) мы разработали свою систему Visual manаgement, которая помогла решить поставленные задачи. В процессе ее разработки мы создали такие инструменты как наглядное управление, командные стенды, калькуляторы расчета трудоемкостей выполняемых задач (систему нормирования и оценки объемов), индивидуальные мотивационные листы, разработали ERP систему, электронные листы контроля качества и др. Во время разработки и после внедрения этих инициатив мы приглашали специалистов из Великобритании и Японии с опытом работы в КБ Toyota, чтобы понять на каком этапе мы находимся и скорректировать вектор развития, при необходимости.
Как устроена система мотивации в Вашей компании?
Если сравнить японскую философию и российскую, то, по моему мнению, будет больше отличий чем сходств. Как результат, то что хорошо работает в Японии или в Европейских странах в Российских условиях либо работает плохо, либо не работает совсем. Поэтому мы стали разрабатывать свою мотивационную систему и, на мой взгляд, с успехом с этим справились. Мотивационная система базируется на индивидуальной постановке измеряемых целей каждому инженеру с подведением итогов после определенного временного промежутка времени. На базе этих результатов распределяется премиальный фонд. Индивидуальные результаты, мотивационная система напрямую связаны с командными стендами наглядного управления и в купе с другими инструментами образуют бережливую систему Q6, объединяющую все инициативы компании в единое целое. Также у нас имеются и не материальные инструменты мотивации в виде грамот, конкурсов, походов в ресторан и т.п.
Сколько инженеров занимаются поддержкой и внедрением этих инструментов?
В нашей компании около 180 инженеров и на поддержание и разработку бережливых инициатив выделен один человек, который плотно работает с проектными командами и является для них "наставником" в этой области.
Как вы думаете, применимы ли эти инструменты в других сферах деятельности?
Да, безусловно. Я посещал различные предприятия, начиная с производства мелованной бумаги и заканчивая предприятиями, которые работают в банковской сфере и убедился, что наши принципы управления процессами, инструменты применимы и в других отраслях.