– Какое место занимает конфигурационный менеджмент в рамках разработки изделия?
Конфигурационный менеджмент (КМ) – одна из базовых дисциплин, применяемых нашим заказчиком, ведущей европейской авиастроительной компанией, при проектировании изделий. Но сфера применения не ограничивается проектированием. В подготовку предложений заказчику и до конца жизненного цикла продукта КМ вносит существенный вклад в работу и процессы взаимодействия подразделений компании.
– Какие задачи решает конфигурационный менеджмент?
КМ включает стандартные дисциплины: идентификация компонентов изделия, контроль изменений изделия, контроль статусов и аудиты для всех подразделений. В ходе аудитов проверяется соответствие реального продукта изначально заявленной конфигурации. Они проводятся на различных этапах жизненного цикла. Применяемые инструменты позволяют поставлять продукцию в соответствии со спецификацией, с высоким качеством и с требуемым уровнем экономической эффективности.
Кроме того, для конфигурирования конструкторской документации и организации производства такого вариативного продукта, как пассажирский самолет, нами применяется инструмент под названием CM Steering. Он существенно упрощает процесс и позволяет минимизировать ошибки, а также сократить издержки при выпуске конструкторской и производственной документации.
Процессы КМ продолжают контролировать самолет и связанные с ним данные на протяжении всего жизненного цикла продукта.
– Какие инструменты Вы разрабатывали, внедряли и модифицировали в рамках специфики конфигурационного менеджмента на базе ИЦ? Ценность каждого.
КМ сам по себе дает мощные инструменты инженерам нашей компании в кежедневной работе по выпуску КД. Специалисты решают вопросы конфигурации новых технических решений, определяют ближайшие прототипы, могут проанализировать историю развития продукта с точки зрения предшествующих изменений и определить или создать подходящее решение в соответствии с запросами заказчиков.
Ценность инструментов и навыков использования велика: без них конфигурация и производство самолетов невозможны в объемах, которые компания-заказчик достигла в последние годы.
Примеры инструментов КМ:
- ICC – основной инструмент по КМ. Мы в первую очередь используем ICC для реализации и отслеживания истории изменений конфигурации воздушных судов, а также для получения различного рода справочной информации, связанной с производством.
- APS – инструмент, включающий в себя реализацию CM Steering, а также множество справочно-аналитических функций. Здесь же конструкторы могут сконфигурировать специфические электронные макеты с различным содержанием в зависимости от стоящей задачи.
- IPM – данный инструмент служит для обмена и согласования интерфейсов между различными департаментами КБ. Этот процесс напрямую завязан на КМ, что упорядочивает и в некоторых случаях на порядок упрощает последующие изменения конструкции, позволяя обходиться без дополнительных согласований и с минимальными затратами на технический анализ.
– В рамках семинара «Управление конфигурацией изделия: современные подходы от ИЦ ИКАР» изучаются подходы по эффективному управлению конфигурацией самолетов большой серийности. Возможно ли применение этих подходов для других областей?
С результатами применения КМ мы встречаемся часто при заказе мебельной продукции или, например, при выборе автомобиля. Эти продукты, как было выше упомянуто, имеют большую вариативность и серийность, что придает особую сложность при проектировании вносимых изменений и планировании производства. Если у клиента особые пожелания, то влияние на планирование производства и себестоимость может быть существенным. Контроль качества таких сложных продуктов также осуществляется с использованием инструментов КМ.
Другой сферой применения подходов КМ является IT, а именно программирование. Крупное программное обеспечение (пример - ПО 1С) модернизируется и адаптируется регулярно под потребности клиентов и вследствие этого тоже приобретает вариативность и необходимость в конфигурировании. К цифровому продукту в данном случае применимы схожие принципы КМ программной инженерии.
– Что дает семинар по конфигурации и для кого представляет наибольшую ценность?
Семинар может дать идеи для удобного конфигурирования изделия. Владение знаниями CM позволит производителю создать удобный с точки зрения изменений PBS (Product Brakedown Structure). Особую ценность программа несет участникам инженерного процесса, людям, которые занимаются решением сложных конфигурационных задач, специалистам по конфигурированию электронного макета изделия (при его наличии), для специалистов по организации производства и контролю качества. Как мы уже упоминали, КМ применяется и в послепродажном обслуживании продуктов, поэтому семинар является не менее ценным для специалистов этой сферы.
– Какие вопросы задают участники семинаров? Какие инструменты считают применимыми в своей деятельности?
Вопросы зачастую связаны с практикой применения на международных проектах принципов организации инженерного процесса и выпуска конструкторской документации. Высокая эффективность инжиниринга достигается благодаря дисциплине CM Steering, которая также вызывает интерес.
Много вопросов связано с конфигурированием электронного макета и организацией производственного процесса.
В силу того, что КМ используется во всех подразделениях крупнейшей западной авиастроительной компании, можно констатировать, что семинар будет в разной степени полезен абсолютно для всех специалистов производственных компаний со схожей спецификой деятельности.